Воскресенье, 23.09.2018, 17:33
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Электронный кабинет преподавателя Емельяновой М.С.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ И УРОВНЯМ УПРАВЛЕНИЯ

Что означает функциональный признак

 

Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции. Структура информационной системы может быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем, а функциональный признак может быть использован при классификации информационных систем.

В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая.

Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств.

Mapкетинговая деятельность включает в себя:

§         анализ  рынка  производителей  и  потребителей  выпускаемой  продукции,  анализ продаж;

§         организацию рекламной кампании по продвижению продукции;

§         рациональную организацию материально-технического снабжения.

 

Финансовая  деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации.

Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам.

Указанные направления деятельности определили типовой набор информационных систем:

§         производственные системы;

§         системы маркетинга;

§         финансовые и учетные системы;

§         системы кадров (человеческих ресурсов);

§         прочие типы, выполняющие вспомогательные функции в зависимости от специфики деятельности фирмы.

Для лучшего понимания функционального назначения информационных систем в табл. 3.2 приведены по каждому рассмотренному выше виду решаемые в них типовые задачи.

 Таблица 3.2. Функции информационных систем

 

Система маркетинга

Производственные системы

Финансовые и учетные системы

Система кадров (человеческих ресурсов)

Прочие системы, например ИС руководства

Исследование рынка                   и прогнозирование продаж

Планирование объемов   работ   и разработка    календарных планов

Управление портфелем заказов

Анализ   и   прогнозирование   потребности   в  трудовых ресурсах

Контроль   за   деятельностью фирмы

Управление продажами

Оперативный контроль и управление производством

Управление кредитной политикой

Ведение      архивов записей   о   персонале

Выявление оперативных проблем

Рекомендации по производству новой продукции

Анализ работы оборудования

Разработка финансового плана

Анализ   и   планирование подготовки кадров

Анализ    управленческих и стратегических ситуаций

Анализ и установление цены

Участие в формировании заказов поставщикам

Финансовый анализ и прогнозирование

 

Обеспечение    процесса      выработки стратегических решений

Учет заказов

Управление запасами

Контроль бюджета

Бухгалтерский учет и расчет зарплаты

 

 

 

Типы информационных систем

 Тип информационной системы зависит от того, чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления.

На рис. 3.6 показан один из возможных вариантов классификации информационных систем по функциональному признаку с учетом уровней управления и уровней квалификации персонала (см. подразд. 3.1 и рис. 3.2 и 3.3).

 

 

Рис. 3.6.   Типы информационных систем в зависимости от функционального признака с учетом уровней управления и квалификации персонала

 Из рис, 3.6 видно, что чем выше по значимости уровень управления, тем меньше объем работ, выполняемых специалистом и менеджером с помощью информационной системы. Однако при этом возрастают сложность и интеллектуальные возможности информационной системы и ее роль в принятии менеджером решений. Любой уровень управления нуждается в информации из всех функциональных систем, но в разных объемах и с разной степенью обобщения.

 

Информационные системы оперативного (операционного) уровня

 

Информационная система оперативного уровня поддерживает специалистов-исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Назначение ИС на этом уровне – отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделок в фирме, что соответствует оперативному управлению. Чтобы с этим справляться, информационная система должна быть легкодоступной, непрерывно действующей и предоставлять точную информацию.

Задачи, цели и источники информации на операционном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы. Решение запрограммировано в соответствии с заданным алгоритмом.

Информационная система оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой. Если система работает плохо, то организация либо не получает информации извне, либо не выдает информацию. Кроме того, система – это основной поставщик информации для остальных типов информационных систем в организации, так как содержит и оперативную, и архивную информацию.

Отключение этой ИС привело бы к необратимым негативным последствиям.

 

Пример 3.14. Информационные системы оперативного уровня:

§         бухгалтерская;

§         банковских депозитов;

§         обработки заказов;

§         регистрации авиабилетов;

§         выплаты зарплаты и т.д.

 

Информационные системы специалистов

 

Информационные системы этого уровня помогают специалистам, работающим с данными, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача подобных информационных систем – интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.

В этом классе информационных систем можно выделить две группы:

§         информационные системы офисной автоматизации;

§         информационные системы обработки знаний.

Информационные системы офисной автоматизации вследствие своей простоты и многопрофильности активно используются работниками любого организационного уровня. Наиболее часто их применяют работники средней квалификации: бухгалтеры, секретари, клерки. Основная цель – обработка данных, повышение эффективности их работы и упрощение канцелярского труда.

ИС офисной автоматизации связывают воедино работников информационной сферы в разных регионах и помогают поддерживать связь с покупателями, заказчиками и другими организациями. Их деятельность в основном охватывает управление документацией, коммуникации, составление расписаний и т.д. Эти системы выполняют следующие функции:

§         обработка текстов на компьютерах с помощью различных текстовых процессоров;

§         производство высококачественной печатной продукции;

§         архивация документов;

§         электронные календари и записные книжки для ведения деловой информации;

§         электронная и аудиопочта;

§         видео- и телеконференции.

Информационные системы обработки знаний, в том числе и экспертные системы, вбирают в себя знания, необходимые инженерам, юристам, ученым при разработке или создании нового продукта. Их работа заключается в создании новой информации и нового знания. Так, например, существующие специализированные рабочие станции по инженерному и научному проектированию позволяют обеспечить высокий уровень технических разработок.

 

Информационные системы для менеджеров среднего звена

 

Информационные системы уровня менеджмента используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга (постоянного слежения), контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции этих информационных систем:

§         сравнение текущих показателей с прошлыми;

§         составление периодических отчетов за определенное время, а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне;

§         обеспечение доступа к архивной информации и т.д.

Некоторые ИС обеспечивают принятие нетривиальных решений. В случае, когда требования к информационному обеспечению определены не строго, они способны отвечать на вопрос: "что будет, если ...?"

На этом уровне можно выделить два типа информационных систем: управленческие (для менеджмента) и системы поддержки принятия решений.

Управленческие ИС имеют крайне небольшие аналитические возможности. Они обслуживают управленцев, которые нуждаются в ежедневной, еженедельной информации о состоянии дел. Основное их назначение состоит в отслеживании ежедневных операций в фирме и периодическом формировании строго структурированных сводных типовых отчетов. Информация поступает из информационной системы операционного уровня.

Характеристики управленческих информационных систем:

§         используются для  поддержки принятия решений структурированных и частично структурированных задач на уровне контроля за операциями;

§         ориентированы на контроль, отчетность и принятие решений по оперативной обстановке;

§         опираются на существующие данные и их потоки внутри организации;

§         имеют малые аналитические возможности и негибкую структуру.

Системы поддержки принятия решений обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Они имеют более мощный аналитический аппарат с несколькими моделями. Информацию получают из управленческих и операционных информационных систем. Используют эти системы все, кому необходимо принимать решение: менеджеры, специалисты, аналитики и пр. Например, их рекомендации могут пригодиться при принятии решения покупать или взять оборудование в аренду и пр.

Характеристики систем поддержки принятия решений:

§         обеспечивают решение проблем, развитие которых трудно прогнозировать;

§         оснащены сложными инструментальными средствами моделирования и анализа;

§         позволяют легко менять постановки решаемых задач и входные данные;

§         отличаются гибкостью и легко адаптируются к изменению условий по несколько раз в день;

§         имеют технологию, максимально ориентированную на пользователя.

 

Далее>>
Статистика
Поиск
Часы
Календарь
Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру