Четверг, 25.04.2024, 19:56
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Электронный кабинет преподавателя Емельяновой М.С.

Урок1. Основные этапы развития информационного общества

Упражнение на повторение
Отгадайте кроссворд по ссылке

 

 п/п Задание Порядок выполнения
1 Используя теоретический материал, расположенный на странице, заполните следующую таблицу:
Революция  Время появления Основные изобретения Глобальные изменения
       
Выпишите таблицу в тетрадь, заполняйте таблицу по мере прочтения теории
2 Практическая работа
Какой вклад внесли эти люди в развитие современного общества?
Гэри Беккер
Саймон Кузнец
Эдвард Денисон
Теодор Шульц
Разбейтесь на группы по 2-3 человека. Выберите одного представителя, найдите о нем информацию в Интернете.
Откройте редактор презентаций, создайте презентацию, содержащую 4-5 слайдов. На первом слайде укажите фамилию человека, о ком составлена презентация, вставьте фотографию. На следующих слайдах расскажите о нем (краткие библиографические сведения, основные труды)
3
Домашнее задание
1. Заполнить таблицу "Поколения ЭВМ"
Поколение Основные характеристики ЭВМ (размеры, элементная база, языки программирования, устройства. программное обеспечение) Примеры ЭВМ
     

2. Подготовить доклад "Информационные ресурсы общества"
3. Выучить теоретический материал, подготовиться к проверочной работе по пройденной теме (включая домашнее задание)

 

ОТ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА  К ИНФОРМАЦИОННОМУ

 

 Роль и значение информационных революций

На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но и коллективных знаний и опыта, способст­вующих правильной переработке информации и принятию необ­ходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства. Этапы появления средств и методов обработки ин­формации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, оп­ределяются как информационные революции. При этом обще­ство переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество. Информационныереволюции определяют переломные моменты во всемирной истории, пос­ле которых начинаются новые эта­пы развития цивилизации, появ­ляются и развиваются принципи­ально новые технологии.

 

Первая информационная рево­люция связана с изобретением письменности, обусловившей ги­гантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний в письменной форме для передачи их следующим поколениям. С пози­ций информатики это можно оце­нить как появление качественно нового (по сравнению с устной фор­мой) средств и методов накопления информации.

 

Вторая информационная рево­люция (середина XVI века) началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания, из­менившего человеческое общество, культуру и организацию деятель­ности самым радикальным образом. Книгопечатание является одной из первых информационных технологий. Человек не просто получил новые средства накопления, систематизации и тиражирования информации. Массовое распространение печат­ной продукции сделало культурные ценности общедоступны­ми, открыло возможность самостоятельного и целенаправлен­ного развития личности. С точки зрения информатики значение этой революции в том, что она выдвинула более совер­шенный способ хранения информации.

Третья информационная рево­люция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились те­леграф, телефон и радио, позво­ляющие оперативно передавать информацию в любом объеме. По­явилась возможность обеспечить более оперативный обмен инфор­мацией между людьми. Этот этап важен для информатики прежде всего тем, что ознаменовал появление средств информационной коммуникации.

Четвертая информационная революция (70-е годы XX столе-ия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров. Это стимулировало переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации узлов, устройств, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компью­терные сети, системы передачи данных (информационно-комму­никационные системы) и т. д. Благодаря этой революции чело­вечество впервые за всю историю своего развития получило средство для усиления собственной интеллектуальной деятель­ности. Этим средством является компьютер.

Толчком к четвертой информационной революции послужило изобретение в середине 40-х годов XX века электронно-вычисли­тельных машин (ЭВМ). Дальнейшие работы по усовершенство­ванию принципов их работы и элементной базы, то есть состав­ляющих частей, обусловили появление микропроцессорной технологии, а затем и персональных компьютеров. Для более наглядного представления о связи этих процессов рассмотрим и сопоставим достижения в области компьютерной техники, в ре­зультате которых происходила смена поколений компьютеров (табл. 1.1).

Как видно из таблицы, появление нового типа ЭВМ определя­лось изобретением новой элементной базы. С позиций информа­тики четвертую информационную революцию можно связать с появлением ЭВМ четвертого поколения — персонального компью­тера, позволяющего решать проблему хранения и передачи ин­формации на качественно новом уровне.

Информационная революция, происшедшая в 70-х годах, привела к тому, что человече­ская цивилизация к началу XXI столетия оказалась в со­стоянии перехода от индустри­альной фазы своего развития к информационной.

Рассмотрим, каковы основ­ные признаки этих периодов и как осуществлялся переход от одной фазы к другой.

Таблица 1.1. Поколения компьютеров 

Поколение

Элементная база

Характеристика

Первое поко­ление (сере­дина 40-х -конец 50-х годов)

Электронные лампы

ЭВМ отличаются огромными габаритами, большим потреб­лением энергии, малым быстро­действием, низкой надеж­ностью. Программирование ведется в кодах.

Второе поко­ление (конец 50-х - сере­дина 60-х го­дов)

Полупроводнико­вые элементы, транзисторы

Улучшены все технические характеристики. Для програм­мирования используются алго­ритмические языки.

Третье поко­ление (сере­дина 60-х -конец 70-х годов)

Интегральные схемы, много­слойный печат­ный монтаж

Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, уве­личениепроизводительности. Возможность доступа с удален­ных терминалов.

Четвертое поколение (конец 70-х годов по на­стоящее вре­мя)

Микропроцессо­ры, большие ин­тегральные схемы

Улучшены технические характе­ристики. Массовый выпуск пер­сональных компьютеров.

Перспекти­вы разви­тия

Мощные многопроцессорные вычислительные сис­темы с высокой производительностью; создание дешевых микрокомпьютеров; разработка интел­лектуальных компьютеров. Внедрение компьютер­ных сетей во все сферы и их объединение; распре­деленная обработка данных; повсеместное использование компьютерных информационных технологий.

Характеристика информационного общества

Еще совсем недавно никто и не представлял, что уже очень ско­ро человечество окажется на пороге новой эры в развитии циви­лизации — информационной.

В информационном обществе деятельность как отдельных лю­дей, так и коллективов будет все в большей степени зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Известно, что прежде чем предпри­нять какие-либо действия, необходимо провести большую рабо­ту по сбору и переработке информации, ее осмыслению и ана­лизу и, наконец, отысканию наиболее рационального решения. Для этого требуется обработка больших объемов информации, что может оказаться не под силу человеку без привлечения спе­циальных технических средств.

Использование компьютеров во всех сферах человеческой дея­тельности обеспечит доступ к надежным источникам информа­ции, избавит людей от рутинной работы, ускорит принятие оп­тимальных решений, автоматизирует обработку информации в производственной и социальной сферах. В результате движу­щей силой развития общества должно стать производство не ма­териального, а информационного продукта. Что же касается мате­риального продукта, то он станет более «информационно емким» и его стоимость будет в значи­тельной степени зависеть от объ­ема допущенных в его структуре инноваций, от дизайнерского ре­шения, от качества маркетинга.

В информационном обществе изменится не только производ­ство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индуст­риальным обществом, где все направлено на производство и по­требление товаров, в информационном обществе средством и продуктом производства станут интеллект и знания, что, в свою очередь, приведет к увеличению доли умственного труда. От че­ловека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материально-технической основой информационного общест­ва станут различного рода системы на базе компьютерной техни­ки и компьютерных сетей, информационные технологии, систе­мы телекоммуникационной связи.

Информационное общество — это общество, в котором большинст­во работающих занято производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

В начале XXI века созданная теоретиками картина информа­ционного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в еди­ное компьютеризированное и информационное сообщество лю­дей, проживающих в домах, оснащенных всевозможными элек­тронными приборами и «интеллектуальными» устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на об­работке информации, а производство энергии и материальных продуктов будет возложено на машины.

Задания

1.  Выделите основные характеристики каждой информационной революции.

2. Используя информацию из Интернета или из справочников, выберите несколько показателей, которые в наибольшей степени характеризуют уровень развития индустриального общества.

3. Используя информацию из Интернета или из справочников, выберите несколько показателей, которые в наибольшей степени характеризуют уровень развития информационного общества.Сопоставьте уровни развития нескольких стран и сделайте вывод относительно их принадлежности к фазах развития человеческого общества.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они?

2. Чем были обусловлены информационные революции? Расскажите о каждой из них.

3. Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с индустриальной революцией.

4. Что определяет индустриальное общество?

5. Как вы представляете информационное общество?

6. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.

        

 

Статистика
Поиск
Часы
Календарь
Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру