Суббота, 27.04.2024, 01:30
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Электронный кабинет преподавателя Емельяновой М.С.

Методическая копилка

Главная » Файлы » Работы моих студентов [ Добавить материал ]

Учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении глазами студентов
30.03.2011, 18:16

Межрегиональная научно-практическая конференция студентов

и старшеклассников «Образование как фактор конкурентноспособности

 выпускников в условиях рыночной экономики»

Учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении глазами студентов

Ананьева Анна

Копылова Маргарита

ТОГОУ СПО «Педагогический колледж»

Научный руководитель:

Емельянова Мария Степановна,

преподаватель информатики ТОГОУ СПО «Педагогический колледж»

  г. Мичуринск

2010

Введение

 Мы, студенты России, призываем всех учиться! Будем оправдывать высокое звание «Самого умного студента» в мире! Даешь достойных педагогов! Даешь комфортные условия для обучения! Даешь лучшее образование!

 

Часто слышишь в разговорах студентов: «не пойду на пару, ну, чего я там не видел!». А ведь правда, ну, чему нас, детей компьютера и телефона, можно научить, например, на уроке русского языка или ОБЖ? Писать мы умеем (кто сможет быстрее нас написать в ICQ послание?), читать тоже. Скажите, зачем мне тригонометрия, ведь синус трех тысяч рублей не существует?

Мы против тетрадей с ручкой (ну, максимум, одна пара), мы против лекций, где ум демонстрирует (и демонстрирует ли, диктуя материал учебника) только преподаватель (хотя иногда лучше писать, чем мучительно стоять у доски и придумывать ответ на ваш каверзный вопрос).

Для нас, студентов, важны не сами знания, а то, как мы их получаем.

 

 

   Описание исследовательской работы

 

   Обоснование необходимости исследования

 

Мы занимались этим вопросом в течение полутора лет, следили за поведением педагогов, за тем, как меняется стиль уроков, делали выводы.

Вот что мы имеем на сегодня.

Каждый год психологическая служба нашего колледжа проводит анкетирование студентов, где, в том числе, задается следующий вопрос: на каких уроках вы чувствуете себя комфортно и почему? Получились интересные выводы: студенты 5-х курсов пять лет назад любили физкультуру, музыку и русский язык. Почему? Добрые преподаватели, не задают домашних заданий, на уроке можно побездельничать – вот самые распространенные причины комфорта. А вот как первый курс в этом году ответил на тот же самый вопрос: история, информатика, литература. Мы любим эти предметы, потому что на уроках интересно, не как всегда. И заметьте, что доброта преподавателя не играет существенной роли, только профессионализм.

Объект – Организация взаимодействия студентов и преподавателей, как фактор

повышения эффективности образовательного процесса.

Предмет – организация взаимодействия студентов и преподавателей, как фактор

повышения эффективности образовательного процесса.

Цель исследования – определить условия успешной совместной деятельности педагога и ученика.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

-  изучить педагогическую литературу, раскрывающую тему исследования

- проанализировать некоторые образовательные технологии и выделить наиболее действенные применительно к современному ученику;

- выработать некоторые рекомендации преподавателям и нам, как будущим педагогам, как превратить нелегкий труд в праздник;

 

Теоретическое исследование

Итак, какие же мы можем дать советы нашим педагогам, чтобы им было с нами комфортно, а нам с ними – интересно.

У нас еще нет дисциплины «Педагогика», но, решив ознакомиться с мнением компетентных людей в этой области, по совету преподавателя педагогики взяли в библиотеке «Энциклопедию образовательных технологий» Г.К.Селевко  и поняли, что проблема-то на самом деле существует с тех пор, как появились первый ученик и его учитель.

Самой первой технологией обучения была и до сих пор остается классно-урочная система. Ученики и студенты разбиваются на группы по возрастам и интересам, и в определенный момент времени с ними занимается педагог по определенной тематике. Так было и в древние времена, так есть и сейчас. И как бы ни старались ученые, пока ничего лучше не придумали. Но хочется высказаться и в пользу такой системы, и раскритиковать ее (учтите, мы рассматриваем ее со своих позиций)

За

Против

1. Мы находимся в коллективе, всегда есть кому подсказать, дать списать. Так что можно разок не выучить (можно и не разок).

2. От студентов требуется только одно – сидеть тихо и слушать преподавателя. Вот мы сидим и слушаем.

3. Зачем думать головой, если мне все продиктуют, а я еще подумаю, стоит ли это записывать.

 

1. Преподаватели постоянно придумывают более действенные формы контрольных и самостоятельных работ. Стало сложно списывать.

2. Нам часто говорят, ну подумай сам, рассуждай логически, найди самостоятельно ответ, а как это делать – не научили.

3.Зачем преподаватель рассказывает материал учебника, мы что, сами не в состоянии прочитать. Ничего нового.

4.Зачем нас хотят научить всему, не учитывая потребностей, возможностей и интересов. Еще Д.И. Менделеев рекомендовал не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

5.Очень много предметов, у некоторых даже название не запомнить. Только силы отнимают.

6. У студентов нет выбора педагога, у которого бы он хотел учиться

 

Согласимся с тем, что в расписании учитываются особенности уроков, всегда можно найти и дополнительные занятия, и кружки по выбору. Но, уважаемые педагоги, вы согласитесь еще поработать после основного трудового дня?! А нам предлагаете.

В истории педагогики есть много очень хороших педагогов, которые вырабатывали свои подходы к детям: Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинский, Е.Н.Ильин, Л.Н.Толстой и др.

Очень понравились формулировки гуманно-личностного подхода В.А.Сухомлинского[1, стр.155]:

1.                    Гуманистическое начало в воспитании есть важнейший элемент педагогической культуры учителя.

2.                    Что значит «хороший учитель»? Это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком.

3.                    Каждый ребенок – это совершенно особый, уникальный мир – ЛИЧНОСТЬ.

4.                    Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Но  чтобы воспитать в развивающемся человеке самоуважение, воспитатель должен глубоко уважать человеческую личность в своем питомце.

5.                    Задача воспитателя – заметить в каждом ученике все наилучшее, развивать его, не ограничивая это наилучшее рамками школьных программ, поощряя самостоятельную работу и творчество.

6.                    Учение должно быть трудным, каждая работа должна представлять собой продвижение вперед. При этом каждый шаг к знаниям должен быть не усталой ходьбой обессиленного путника, а гордым взлетом птицы, для чего нужно обеспечить ребенку эмоциональный подъем, веру в свои силы, товарищескую поддержку.

7.                    Урок – это совместный труд детей и педагога, успех этого труда определяется в первую очередь теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателями и учащимися.

8.                    Беречь в детях огонек пытливости, любознательности, жажду знаний.

9.                    Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства.

10.                Прежде чем давать знания, нужно научить ребенка воспринимать, наблюдать, думать.

Итак, за нас не надо учиться, нас не надо заставлять учиться, нас не надо учить всему понемногу и как-нибудь. Дайте нам самим реализовываться уже с младшего возраста.

Анализируя различные технологии, представленные в энциклопедии, очень заинтересовали следующие из них: игровые технологии, проблемное обучение, технология современного проектного обучения, технология программированного обучения, технология уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения, технология модульного обучения. Некоторые их технологий активно применяются в нашем обучении (технология групповой деятельности, немного проблемного обучения, что-то из проектной технологии), а некоторые настолько необычны, что даже сложно представить, сколько сил и труда надо вложить педагогу, чтобы осуществлялась такая технология (технология свободной школы, педагогика свободы Л.Н.Толстого, технология Дальтон-плана, технология свободного труда и др.)

 

Практические рекомендации применения образовательных технологий

Мы представили себе, как бы выглядел процесс обучения и воспитания с использованием некоторых технологий.

1.      Проблемное обучение.

А) Приходит на урок учитель русского языка, вроде все как обычно, что-то пишет в тетради и вдруг заинтересованно спрашивает: «Ой, как написать слово «йогурт» в начале предложения: с большой буквы или с маленькой». Это этап постановки проблемной ситуации. Дальше начинается осмысление проблемы, поиск решения, появление идеи решения, реализация найденного решения. А как здорово узнать, что слово «йогурт» в начале предложения пишется все-таки с большой буквы, да и все остальные слова, начинающиеся на букву «й»,  тоже подчиняются этому же правилу.

Б) Урок информатики. Тема «История развития вычислительной техники». В классе стоят компьютеры устаревшего образца или у преподавателя есть демонстрационный старенький компьютер. Вот было бы интересно узнать, какому все-таки поколению ЭВМ он относится. Ведь для этого надо выяснить некоторые характеристики компьютера.

Плюсы такой технологии: практическая значимость решаемой проблемы, развивается умение размышлять, искать пути решения.

Минусы: невозможно постоянное использование технологии на одном предмете, да и если все педагоги вдруг начнут ставить проблемы на каждом уроке – может быстро надоесть и потеряется интерес.

То есть, мы выяснили, что такая технология хороша при дозированном использовании, но планомерно в течение всего срока обучения ученика (школа-ССУЗ - ВУЗ). Тогда молодой человек сможет найти выход из любой не только учебной, но и жизненной проблемы.

2.      Проектное обучение.

А) История. Тема «Великая Отечественная война». Огромная тема не только по своему содержанию, но и по своим возможностям. Для реализации проекта, преподавателю надо продумать тему, заинтересующую учеников, самому определить, какие подпроекты можно выделить, выстроить урок так, чтобы мы как будто сами определили сферы интересов в глобальной теме, предоставить ученику всю возможную литературу и Интернет, и дать время на сбор и обработку информации. Конечно, надо следить за ходом работы, иначе можно упустить момент, когда ребенок «перегорит», а результат достигнут не будет.

Б) Урок литературы. Изучение произведения «Война и мир». Анализируя образы героев, их судьбы, мы можем «спроектировать» и свой образ жизни, «примерить» на себя  жизненные позиции Наташи Ростовой и Элен, Андрея Болконского и Пьера Безухова.  

Плюсы технологии: ученики и студенты учатся размышлять и рассуждать, выстраивать логические цепочки, раскрывающие рассматриваемые подпроекты, погружение в тему.

Минусы: сложно уместить проект в классно-урочную систему, необходимо хорошее владение информационно-коммуникационными технологиями (не все студенты могут этим похвастаться).

Итак, для проектного обучения необходимы в свободном доступе информационные технологии, преподаватель должен изменить свое отношение к своей деятельности и предоставить большую свободу ученику.

 

Мы разобрались с некоторыми технологиями, которые развивают и воспитывают личность молодого человека, а также  дают возможность самостоятельно (почти) получать необходимые сведения об окружающем нас мире.

Но остается много вопросов. Например,  как оценивать полученные знания; что делать человеку с характером холерика или меланхолика – и тем и другим сложно подчиняться общему ритму работы; как запомнить материл на слух, если у тебя зрительная память, и наоборот; что делать, если серьезно заболел, а на второй год оставаться не хочется; как оценить работу интроверта в группе – он не любит рассуждать, работать в группе сложно; и вообще, что делать с нашими индивидуальными особенностями.

С решением некоторых проблем можно справиться с помощью компьютерных уроков, технологии программированного обучения, использования различных электронных тестов, мультимедийных программ, как для индивидуального использования, так и во фронтальной работе с классом. Рассмотрим плюсы и минусы использования компьютеров на уроках:

Плюсы

Минусы

  1. Интересно
  2. Наглядно
  3. Учитываются индивидуальность каждого ученика
    1. Индивидуальный темп работы
    2. Различный уровень знаний
  4. Возможность исправить допущенные ошибки, переделать задание (компьютер не будет ругаться)
  5. Можно использовать на любом этапе урока
  6. Есть возможность закреплять изученный материал столько раз, сколько это необходимо
  1. Нельзя использовать компьютер более чем на двух уроках в день – по правилам СанПина
  2. Учитываются индивидуальные особенности не всех учеников (например, экстравертам или холерикам будет неинтересно на таком уроке)
  3. Если класс большой, а работа индивидуальная, то где взять столько компьютеров?
  4. Сложно разработать большое количество электронных тестов для проверки знаний, да и не всегда они применимы.

 

 

На сегодняшний день разработана модель «Непрерывное формирование информационной культуры учащихся», состоящая из комплексов программ для дошкольных образовательных учреждений («Малыш»), начальной школы («Малыш» + «Путешествие в страну Букварию» + «Роботландия»), базового курса «Информатика и ИКТ», профильного уровня.

На наш взгляд, именно разностороннее применение компьютеров на различных уроках (пусть хотя бы не на всех) позволит ученикам, а в дальнейшем, студентам, сформировать прочную основу для дальнейшей работы по самообразованию и самосовершенствованию.

Ведь намного интереснее отвечать на вопросы теста, сидя за компьютером, а не склонившись над листочком: и азартнее, и результат сразу же известен, да и переделать сразу же можно (если разрешат, конечно же).

Как оживает урок, если педагог наряду со своими объяснениями, еще и покажет с помощью проектора процесс и результат.

Преподаватели физики и химии не всегда могут показать опыт или эксперимент вживую, тут точно поможет компьютерный эксперимент – и безопасно, и наглядно.

Как представить результаты своей работы, например, над проектом или проблемой? Показать презентацию, создать сайт, выпустить брошюру – пусть все знают, чему мы научились.

Как подготовиться к предстоящему экзамену или зачету? Как догнать своих одноклассников, если заболел? Найти материал в глобальной сети Интернет, написать электронное письмо другу и обменяться с ним информацией, попросить у преподавателя материал лекций той же электронной почтой.

Вот только некоторые примеры использования ИКТ в современном образовательном учреждении.

Есть только одна проблема: нужна более мощная материальная база – компьютеры, бесперебойная работа сети. Пока еще рано говорить об информатизации нашего общества. Не все студенты могут себе позволить иметь дома компьютер и Интернет.

Как говорил Г.Зиммель, «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».

Мы наблюдаем, что в последнее время доля преподавателей, приглашающих студентов в класс ИКТ увеличивается, студенты только рады этому.

 

Основные результаты работы

Наверное, можно, подвести какие-то итоги. Уважаемые педагоги, мы, как ваши будущие коллеги, постановляем:

- свято соблюдайте советы и заповеди великих педагогов по нашему воспитанию и обучению;

- применяйте новые для вас технологии обучения, не бойтесь, первый раз, конечно, блин может быть комом, но потом мы будем вам благодарны;

- учитывайте и наши интересы, а они сейчас крутятся вокруг игрушки, называемой «компьютер»;

- показывайте нам разнообразные методы, формы и технологии обучения, и мы перенесем ваш опыт на нашу профессиональную деятельность;

- учите нас работать с компьютером, тогда и мы будем учить наших будущих учеников с помощью новейших компьютерных технологий.

 

 

Список использованной литературы

1.                    Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.

2.                    Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.

 

Категория: Работы моих студентов | Добавил: Marya
Просмотров: 1614 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика
Поиск
Часы
Календарь
Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру