Среда, 24.04.2024, 06:02
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Электронный кабинет преподавателя Емельяновой М.С.

Правовые нормы, относящиеся к информации

N п/п


1
Выполните тест: http://emelmarya.ucoz.ru/tests/0-12
Перейдите по ссылке на страницу теста, выполните его. Результат покажите преподавателю
2
Практическая работа
Тема: "Образовательные Интернет-ресурсы"

Цель:
-познакомиться с сайтами и порталами, предоставляющими
образовательные услуги    по информатике

Ход работы.
Посетите все предложенные сайты, запишите, какие материалы по каким темам по информатике предложены на сайтах.

1.  www.5byte.ru – Информатика и ИКТ

2.  http://www.inf.e-alekseev.ru/  -  Электронный учебник по информатике, автор Е.Алексеев

3.  eict.ru – Интерактивный учебник по коммуникационным технологиям

4.  inf1.infoПланета Информатики

5.  book.kbsu.ru – Электронный учебник, автор Шауцукова Л.З.

6.  http://informaks.narod.ru/index.htm - Электронный учебник по информатике

7.  http://schools.keldysh.ru/sch1013/gv/index.html - Интерактивный учебник по коммуникационным технологиям

8.  informat444.narod.ru/museum/ - Виртуальный музей информатики

9.   klyaksa.netСайт об информатике



3
Изучение новой темы
http://infdeyatchel.narod.ru/_private/metodik/urok/prav_norm.swf

Перейдите по ссылке, изучите материал, выпишите основные положения
4
Домашнее задание
Подготовиться к семинару. Вопросы для обсуждения:
1. Переход к информационному обществу. Информационные революции.
2. История развития ЭВМ.
3. Информационные ресурсы. Образовательные информационные ресурсы.
4. Этические и правовые нормы информационной деятельности. Информационная безопасность



Правовое регулирование

Исторически традиционным объектом права собственности явля­ется материальный объект. Информация сама по себе не являет­ся материальным объектом, но она фиксируется на материаль­ных носителях. Первоначально информация находится в памяти человека, а затем она отчуждается и переносится на материаль­ные носители: книги, диски, кассеты и прочие накопители, предназначенные для хранения информации. Как следствие, ин­формация может тиражироваться путем распространения матери­ального носителя. Перемещение такого материального носителя от субъекта-владельца, создающего конкретную информацию, к субъекту-пользователю влечет за собой утрату права собствен­ности у владельца информации.

Интенсивность этого процесса существенно возросла в связи с тотальным распространением сети Интернет. Ни для кого не секрет, что очень часто книги, музыка и другие продукты интеллектуаль­ной деятельности человека безо всякого на то согласия авторов или издательств размещаются на различных сайтах без ссылок на

    Первоначальный источник. созданный ими интеллектуальный продукт становится достоянием мно­жества людей, которые пользуются им безвозмездно, и при этом не учитываются интересы тех, кто его создавал.

Принимая во внимание, что информация практически ничем не отличается от другого объекта собственности, например машины, дома, мебели и прочих материальных продуктов, следует говорить о наличии подобных же прав собственности и на информационные продукты. Право собственности состоит из трех важных компонен­тов: права распоряжения, права владения и права пользования.

    Право распоряжения состоит в том, что только субъект-владе­лец информации имеет право определять, кому эта информа­ция может быть предоставлена.

    Право владения должно обеспечивать субъекту-владельцу ин­формации хранение информации в неизменном виде. Никто, кроме него, не может ее изменять.

    Право пользования предоставляет субъекту-владельцу инфор­мации право ее использования только в своих интересах.

Таким образом, любой субъект-пользователь обязан приобре­сти эти права, прежде чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом. Это право должно регулироваться и охраняться государственной инфраструктурой и соответствую­щими законами. Как и для любого объекта собственности, такая инфраструктура состоит из цепочки:

законодательная власть (законы) -> судебная власть (суд) -> —» исполнительная власть (наказание).

Любой закон о праве собственности должен регулировать от­ношения между субъектом-владельцем и субъектом-пользовате­лем. Такие законы должны защищать как права собственника, так и права законных владельцев, которые приобрели информа­ционный продукт законным путем. Защита информационной собственности проявляется в том, что имеется правовой меха­низм защиты информации от разглашения, утечки, несанк­ционированного доступа и обработки, в частности копирования, модификации и уничтожения.

В настоящее время по этой проблеме мировое сообщество уже выработало ряд мер, которые направлены на защиту прав собст­венности на интеллектуальный продукт. Нормативно-правовую основу необходимых мер составляют юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают циви­лизованные отношения на информационном рынке. Так, в Рос­сийской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких как: «Об информации, информатизации и защите инфор­мации», «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных схем» и т. д.

В нашей стране, претерпевающей серьезные экономические изменения, особенно актуальным становится организационный фактор государственной политики. Это элементы государствен­ного регулирования взаимодействия производителей и распро­странителей информационных продуктов и услуг. Решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя.

Цивилизованному отношению производителей и потребите­лей информационных продуктов должен способствовать и фак­тор информированности. Это наличие справочно-навигационных средств и структур, помогающих находить нужную информа­цию. Сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и распространителей, можно найти в различных справочниках, например в «Российской энциклопедии информа­ции и телекоммуникаций».

Закон Российской Федерации «Об информации, информати­зации и защите информации» является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов длд успешного развития информационного общества. С его помощью частично удается решить вопросы правового урегулирования ряда проблем: защи­ты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с иска­жением, порчей и уничтожением «персональной» информации.

Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:

    общие положения;

      информационные ресурсы;

      пользование информационными ресурсами;

    информатизация, информационные системы, технологии и сред­ства их обеспечения;

    защита информации и прав субъектов в области информаци­онных процессов и информатизации.

В законе определены цели и основные направления государст­венной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление дея­тельности государства. Указано, что государство должно зани­маться формированием и реализацией единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере инфор­матизации.

Закон создает условия для включения России в международ­ный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридиче­ских и физических лиц на информацию. В нем определяется комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, определяются правовые положения по их использо­ванию. Информационные ресурсы предлагается рассматривать в двух аспектах: '

      как материальный продукт, который можно покупать и про­давать;

      как интеллектуальный продукт, на который распространяют­ся право интеллектуальной собственности и авторское право.

Закон закладывает юридические основы гарантий прав граж­дан на информацию. Он направлен на регулирование важнейше­го вопроса экономической реформы — формы, права и меха­низма реализации собственности

на накопленные информацион­ные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита собственности в сфере информа­ционных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка инфор­мационных ресурсов, услуг, сис­тем, технологий и средств их обеспечения.

Ввод закона в действие и обес­печение выполнения его положений гарантирует, что государство получит значительную эко­номию средств и необходимые условия для более устойчивого развития экономики в России.

Однако для нормального функционирования нашего общества в новой информационной среде и вхождения в информационное общество существующих правовых актов явно недостаточно. В настоящее время решение проблемы правового регулирования в сфере формирования и использования информационных ресур­сов находится в России на начальной стадии. Чрезвычайно важ­но и актуально принятие таких правовых актов, которые смогли бы обеспечить:

   - охрану прав производителей и потребителей информацион­ных продуктов и услуг;

- защиту населения от вредного влияния отдельных видов ин­формационных продуктов;

    - правовую основу функционирования и применения информа­ционных систем, Интернета, телекоммуникационных техно­логий.

 


Использован материал учебника "Информатика и ИКТ" автора Макаровой Н.В.

 
Статистика
Поиск
Часы
Календарь
Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру